Форум » Аварийная » В Подмосковье чуть не столкнулись самолеты «ЮТэйр» и «Трансаэро»: подробности инцидента » Ответить

В Подмосковье чуть не столкнулись самолеты «ЮТэйр» и «Трансаэро»: подробности инцидента

Skylet: Опасное сближение пассажирских самолетов, которое могло завершиться их столкновением, могло случиться по вине экипажа одного из них – Ту-154, забывшего убрать шасси. В среду стало известно о том, что 24 апреля московские авиадиспетчеры предотвратили столкновение Ту-154М авиакомпании «ЮТэйр», летевшего по маршруту Москва — Самара, и самолета Boeing-737 компании «Трансаэро», летевшего во Владивосток . На борту обоих самолетов было примерно 300 пассажиров. Столкновение могло произойти в районе подмосковного города Черусти. Вылетевший из аэропорта Внуково Ту-154 набирал высоту с выпущенными шасси. На высоте 7647 метров и на скорости 496 км/ч экипаж отключил автопилот и уменьшил режим работы всех трех двигателей. После этого в течение примерно 8 секунд воздушное судно теряло высоту и скорость: оно опустилось до высоты 7235 метров, а скорость упала до 440 км/ч. С экипажем связался диспетчер аэропорта Внуково Илья Куракулов. После того как он убедился, что борт, который должен набирать высоту, на самом деле теряет ее, он дал экипажу команду на срочный отворот влево, чтобы Ту-154 разошелся с «Боингом», следовавшим на эшелоне 7200 метров. Самолеты разошлись с боковым интервалом 4,1 километра. У диспетчера была всего 1 секунда на предотвращение столкновения. Глава Росаэронавигации Александр Нерадько предложил представить Илью Караулова к государственной награде. Сам Караулов в интервью «Вестям» рассказал, что «просто выполнял те пункты инструкции», которые он хорошо знает и которые много раз повторял на тренажере. «Когда самолет перестал набирать высоту, я машинально, даже не знаю как, понял, что что-то не так. Я посмотрел и определил, что высота падает. Соответственно принял необходимые меры», — рассказал он.

Ответов - 1

Иван: По словам специалистов, история едва не обернувшаяся катастрофой в интерпретации Росаэронавигации выглядит очень странно 13 мая вечером Росаэронавигация сообщила об инциденте в небе, произошедшем 24 апреля близ Москвы, который мог закончиться трагедией. В подмосковном небе удалось избежать столкновения Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Москва - Самара, с "Боингом", летевшим из Домодедова во Владивосток. На борту двух самолетов находилось около 300 пассажиров. Правда, из описанной "Российской газетой" ситуации очень трудно понять, что же произошло на самом деле. Вот как журналист трактует происшествие, ссылаясь на слова главы Росаэронавигации Александр Нерадько: «В районе поселка Черусти самолет одной из ведущих российских авиакомпаний Ту-154, взлетев из Внуково, набирал высоту с выпущенными шасси. Из-за этого лайнер начал терять скорость. И ситуация, если бы не диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Илья Куракулов, могла бы завершиться "плоским штопором, из которого большой гражданский самолет уже не сумел бы выйти" и столкнулся бы с "Боингом", который летел из Домодедово по этому же воздушному пути, но ниже и на удалении 4 километров. У Ильи Куракулова была всего секунда на предотвращение авиакатастрофы, так как сам инцидент по сближению двух самолетов длился 15 секунд. И в этой скоротечной ситуации люди, которые были на борту, оказались на волосок от смерти...» Александр Нерадько предложил за слаженные оперативные действия представить Илью Куракулова к государственной награде. Прокомментировать ситуацию мы попросили штурмана-инструктора с 30-летним стажем Александра САВЕЛОВА. «СП»: - Из сообщения можно понять, что Ту-154, взлетевший из Внуково, стал терять высоту по причине того, что пилот забыл убрать шасси? - Думаю, журналист что-то напутал или не так понял. Вообще данное описание похоже на бред сивой кобылы, извините за резкое слово. Дело в том, что, если бы самолеты теряли высоту из-за выпущенных шасси, мы бы давно лишились всего воздушного парка страны. С выпущенными шасси современные самолеты способны и набирать высоту, и снижаться, и даже лететь на эшелоне. Единственное негативное последствие этого может быть одно – повышенный расход топлива. Другими словами, если борт взлетает, а двигатель работает на взлетном режиме, то самолет не может терять высоту. Если же теряет, то одно из двух – либо это не самолет, либо двигатель - не двигатель. «СП»: - Тогда скажите, могут ли пересекаться маршруты самолетов, взлетающих – один из Внуково, а другой из Домодедова? - Да, могут. В районе населенного пункта Черусти воздушный коридор самолетов, взлетающих с разных аэродромов Москвы, един. И маршруты могут пересекаться. «СП»: - Не хотим умалять заслугу диспетчера Ильи Каракулова, но ничего не сообщается о срабатывании система предупреждения столкновения TCAS? - Она срабатывает именно при опасном сближении лайнеров, когда между самолетами по высоте остается около 1000 футов (300 метров – Авт.). Система очень надежная и взаимодействует с обоими пересекающимися бортами. Она дает двум самолетам разные команды: одному снижаться, другому подниматься. При этом на Боингах TCAS подключен напрямую к автопилоту, и все происходит автоматически, без участия летчиков. На наших «тушках» загорается специальное индикаторное табло и звучит электронный голос прибора, дающий пилоту соответствующую команду. Если помните, при инциденте над Баденским озером, когда столкнулись наш Ту-154 из Уфы с американским Боингом, система TCAS дала бортовому компьютеру американского Боинга команду снижаться, а в кабине Ту-154 раздался сигнал (световой и голосовой) о необходимости взять штурвал на себя, то есть, набирать высоту. Но вмешался швейцарский диспетчер, который дал башкирскому летчику другую команду – тоже снижаться. Пилот, увы, послушался диспетчера. «СП»: - Что в этом случае говорит инструкция? - В руководстве по летной эксплуатации Ту-154М от 1999 года, насколько я помню, записано, что первичными для экипажа являются указания диспетчеров, а TCAS – это лишь «дополнительный инструмент». После той авиакатастрофы, инструкции у нас в стране переписали. Теперь они гласят, что в спорных ситуациях при срабатывании системы TCAS, следует слушаться только команды TCAS и игнорировать команды диспетчера. «СП»: - Но вернемся к нашей ситуации. Скажите в районе Чарусти самолет, взлетевший из Внуково, какую набирает высоту? - Около 9-10 тысяч метров. «СП»: - То есть, он уже идет, как говорят, пилоты - на эшелоне и набрал нужную высоту? - Да. «СП»: - Могут ли пилоты самолета, набравшего такую высоту, не заметить, что летят с выпущенными шасси? - Маловероятно. «СП»: - Что-то тут у Росаэронавигации не сходится… - Согласен. А в это время Экипаж Ту-154, как сообщает «РГ», нарушил требования, предусмотренные Национальными правилами полетов. Во-первых, пилот забыл после взлета закрыть шасси, а, во-вторых, не сразу откликнулся на позывные диспетчеров. Теперь его действия оценивает комиссия в Росавиации. Пока же весь экипаж Ту-154 отстранен от полетов. ИСТОЧНИК: ООО «ИД Свободная пресса»



полная версия страницы